Кто такие Волхвы
Об этом и многом другом.
Древнегреческое слово Μάγοι «ма́гой», переводится на русский как: астролог, колдун, мудрец, волшебник, маг.
Волхвы это мудрецы, звездочёты, чародеи и маги в древнерусской традиции являлись служителями дохристианских языческих культов, совершали языческие богослужения и жертвоприношения, им приписывали умения вызывать стихии и предсказывали будущее. Считается, что они в древности составляли особый социальный слой.
Волхвы широко известны благодаря Библии, упоминаются в Евангелии от Матфея (2, 1-12). Восточные маги узнали о рождении Спасителя по явлению чудесной звезды и пришли в Иерусалим, где по случайности просят Ирода помочь им найти родившегося мессию — грядущего иудейского правителя.
Как сказано в Писании, к новорожденному Христу пришли поклониться три чародея с Востока, Звали их: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Они занимались наблюдением звездного неба, и принесли Младенцу Иисусу подарки — золото, ладан и смирну.
Апостол Матфей
Евангелист Левий Матфей — один из 12 апостолов и ближайший ученик Иисуса Христа, действующее лицо в Новом Завете. Он считается автором первого канонического Евангелия от Матфея.
Каноническими называют те Евангелия, которые Церковь признала богодухновенными (т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа). Только эти евангельские тексты достоверно передают апостольскую традицию. Их четыре и только четыре: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Евангелии от Матфея (2, 1-12).
Иисус родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода. Некоторое время спустя с востока в Иерусалим пришли чародеи. Они спросили: «Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как Его звезда воссияла на небе, и пришли, чтобы поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, очень встревожился, а вместе с ним встревожились и жители Иерусалима. Тогда Ирод, собрав всех главных священников и законников, спросил их: «Где должен родиться Христос?» Они ответили ему: «В Вифлееме, в Иудее, так как вот что написано пророком: „Ты, Вифлеем, в стране Иудейской, отнюдь не последний среди правителей иудейских, так как из тебя придёт Правитель, Который станет Пастырем народа Моего, Израиля”».
Тогда Ирод призвал чародеев и выведал у них, когда появилась звезда в небе. Затем он послал их в Вифлеем и приказал: «Пойдите и расспросите подробно о Младенце. И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему». Выслушав царя, они ушли, а звезда, которую увидели мудрецы, воссиявшей в небе на востоке, двигалась впереди них, пока не остановилась над местом, где находилось Дитя. Увидев звезду, мудрецы очень обрадовались.
Они вошли в дом и увидели Младенца с Марией, Его матерью, и, упав ниц, поклонились Ему. Потом они открыли свои ларцы с сокровищами и стали подносить Ему приношение: золото, ладан и мирру. Но Бог явился им во сне и предупредил их, чтобы они не возвращались к Ироду, поэтому мудрецы отправились обратно в свою страну другой дорогой.
По преданию, Божия Матерь бережно хранила Подарки Магов и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до IV века. Позже византийский император Аркадий перенёс их в Константинополь. Золотой ларец XV века, содержащий гостинцы восточных чародеев, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон.
Дары Волхвов
Принесённые древними магами предметы имеют символическое значение:
Золото, как царю, ладан, как Богу, а смирну, как смертному человеку.
- Золото — царский подарок, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём.
- Ладан - ароматическая смола, для нужд церкви.
Смола получаемая из трёх видов деревьев рода Босвеллия (семейство Бурзеровые), произрастающих в Восточной Африке, на Аравийском полуострове и в Азии.
В современной торговле так называется не столько смола босвеллии, сколько любое сжигаемое благовоние, предназначенное для церковных нужд. Ладан — подарок священнику, Его Божественное достоинство, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником.
- Смирна в христианстве это одно из благовоний, освящённое ароматическое масло или смола используемая в таинстве миропомазания для помазания тела человека, благовоний и лекарств.
Слово «мирра» – по-гречески μύρρα – означает «горькая». Смирна представляет собой смолу миррового растения – коммифоры мирровой, поэтому иногда ее именуют миррой. Она имеет специфический горьковатый запах. Смирна – это одно из благовоний, упоминаемых в Ветхом и Новом Заветах.
В ветхозаветном богослужении она входила в состав ритуального благовония чтобы воскурять в храме. В наши дни ее тоже иногда добавляют в состав ладана, воскуряемого в храме.
Также смирну употребляли для бальзамирования тел усопших. Это вещество было в числе трех предметов, которые волхвы принесли новорожденному Христу. Смирна - для Спасителя, как Человека, Которому предстоит закончить свой земной путь. Она отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних.
Перед Распятием Господу предлагали испить смесь вина с миррой – одурманивающий состав, который мог притупить страдания. После Распятия будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Волхвами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.
О. Генри Дары волхвов
По преданию, гостинцы волхвов – это драгоценные благовония, которые три мудреца‑волхва преподнесли младенцу Иисусу, но существует также известный рассказ, шедевр мировой литературы американского писателя О. Генри связанный с названием Волхвов, под названием «Дары волхвов» (англ. The Gift of the Magi).
О. Генри (Имя при рождении Уильям Сидни Портер) американский писатель, признанный мастер короткого рассказа. Английское слово «новелла» происходит от итальянского «новелла», означающего короткий рассказ, связанный с реальными фактами. Рассказам О. Генри свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.
Рождественская новелла «Дары волхвов» Опубликованная в журнале New York World Sunday в декабре 1905 года, всего количество страниц в книге 14. В апреле 1906 года этот рассказ появился в первом сборнике рассказов автора «Четыре миллиона».
Рождественская новелла стала огромным хитом для американского писателя и считается одним из его самых известных произведений.
Дары Волхвов краткое содержание
Молодые супруги Делла и Джим едва сводят концы с концами. Они снимают крошечную, бедно обставленную комнатку, и вынуждены во многом себе отказывать. Однако каждый из них обладает бесценным сокровищем.
Роскошные, густые и длинные волосы Деллы и золотые часы Джима, доставшиеся ему в наследство. Делла продаёт свои чудные косы, и на эти деньги покупает супругу цепочку для его часов.
Вот только вешать на нее больше нечего – Джим заложил часы, чтобы сделать любимой жене достойный ее подарок – набор роскошных черепаховых гребней, о которых она давно мечтала. Делла утешает мужа тем, что волосы быстро отрастут и она обязательно украсит их гребнями.
Леонардо Да Винчи Поклонение Волхвов
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлена в Галерее Уффици во Флоренции – городе, в котором она появилась на свет в 1481-1482 годах. Полотно написано темперой и маслом на скрепленных досках из тополя. 29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга - настоятеля монастыря августинцев.
Будущий гений родился 1452 года в горной деревушке Анкиано. Анчиано находится недалеко от деревни Винчи, давшей художнику его прозвище. Винчи — итальянский город в Тоскане в окрестностях Флоренции в Италии, в пригороде котором родился Леонардо да Винчи, теперь располагается музей, в его доме.
«Поклонение волхвов» - эта картина датирована примерно 1481 годом, она уникальна, и не имеет аналогов в итальянской живописи и адресована каждому зрителю. Ее заказал монастырь Сан-Донато под Флоренцией. Картина должна была украсить алтарь.
Композиция разворачивается вокруг деревьев: Дуба – он почитался как символ Рима и вечности, и Пальмы ветвями которой приветствовали Спасителя в Иерусалиме, на холсте происходит соединение этих двух пространств. На заднем плане холста видно всадников, но нее очень понятно, что там происходит.
В самом центре холста Божия Матерь, Она с любовью, с человеческими чувствами смотрит на Младенца, сущность Христа, божественная и человеческая одновременно. Спаситель по-человечески протягивает руку к Волхвам которые приносят Ему дары. Все остальные фигуры группируются вокруг Марии и новорожденного, у них общая цель – увидеть и поклониться Младенцу.
Леонардо первым среди своих современников сделал серьезный смысловой акцент на людей второго плана. Все очень разные по возрасту и по выражению лиц, также здесь присутствуют животные.
Слева на холсте – изображение разрушенного храма, он рушится как ветхий античный мир, потому что приходит новое Слово. Новый храм начинает строиться – сначала с Рождеством Богородицы, а затем – с Рождеством Христовым, и значении этого события для мира. Местные жители начинают строить храм – Бог откликается на это Рождеством.
Вокруг Божией Матери располагается огромное количество народа , но перед Марией Леонардо оставляет свободное пространство Именно этот художественный прием дает понять очень важную мысль, что вокруг все занято, кроме одного места, которое осталось как будто специально для молящегося, и стать соучастником события.